Виды брендбука
В детальном и объемном брендбуке, с максимально подробным наполнением всех возможных разделов на самом деле нуждаются далеко не все организации. Многим бывает достаточно самого минималистичного варианта, другим же нужно нечто среднее. Учитывая стоимость тщательной проработки этого документа, смысл экономить действительно есть. Исходя из этой логики, появилось три базовых типа брендбука:
По своей сути, это самый минимальный вариант, вполне допускающий и самостоятельную разработку. В последнее время даже появился ряд онлайн-конструкторов в сети, предназначенных для этой цели.
В этом варианте документа представлены базовые правила использования логотипа, применения фирменных цветов, даны допустимые и неприемлемые варианты их размещения на продукции, упаковке, рекламных материалах и т.п.
В этом варианте обычно есть все привычные разделы стандартов и правил, соотнесенных с требованиями конкретного заказчика, деталей и тонкостей его бизнеса. Главная особенность такого брендбука – строгая функциональность и практичность разделов, в документе прорабатывается только все самое необходимое.
Корпорации и крупные бренды видят целесообразность в разработке комплексного брендбука. Кроме всех базовых компонентов, в нем обычно содержатся разного рода дополнительные подходы к оформлению упаковки, проведению каких-либо мероприятий, акций. Документ может содержать множество сведений самой узкой направленности, если это в итоге упростит работу организации и упрочит единство подходов ее сотрудников к решению тех или иных задач.
Этапы разработки брендбука
Необходимость разработки брендбука – это не аксиома, нужно серьезно обдумать, стоит ли вкладывать деньги в создание этого документа, и нужно ли это делать прямо сейчас. Особенно актуален этот вопрос для небольших фирм, не имеющих планов на расширение в ближайшее время.
Процесс работы над брендбуком принято разделять на пять основных этапов:
Обычно все начинается с заполнения брифа, где будут определены все составные элементы бренда, которые нужно стандартизовать и снабдить детальным описанием. Кроме этого, бриф обычно содержит немало вопросов о самой компании, о ее целевой аудитории.
- Проработка пожеланий заказчика.
На этом этапе исполнитель работ собирает и систематизирует пожелания заказчика относительно разрабатываемого документа, согласовывает конечную структуру брендбука. На этой основе фиксируются основные параметры сотрудничества – план работ, их сроки и стоимость, схема оплаты отдельных этапов. На основании заключенного договора производится предоплата в заранее оговоренном размере.
В первую очередь, тщательно изучается целевая аудитория заказчика. После этого, определяются основные конкуренты и подвергаются глубокому всестороннему анализу. Качественное выполнение этой предварительной работы дает возможность добиться, в конечном счете, по-настоящему удачного результата.
Базируясь на собранной информации, исполнителем подготавливается несколько черновых версий оформления брендбука. На основании выбранного заказчиком варианта, начинается проработка идеологической, графической и технической частей документа.
- Презентация финальной версии.
Итоговое согласование брендбука происходит на основе электронной версии его прототипа. Корректировки и доработки (в случае их появления) вносятся в итоговый документ. Готовый дизайн-проект проходит финальное согласование, верстается и отправляется на предпечатную подготовку.
- Передача заказчику готового документа.
Обычно на конечном этапе заказчику передаются печатные и электронные копии брендбука (как это было оговорено в договоре), исполнителю оплачивается конечная часть гонорара.
Несмотря на полную готовность брендбука, наиболее важный этап работы с ним еще впереди – это этап его внедрения в компании-заказчике. Всех сотрудников фирмы следует проинформировать о содержании этого документа с тем, чтобы все они строго следовали правилам и принципам, в нем изложенным.